Геннадий Зубко: «Реформы будут стремительными - времени на раздумья нет»

25 февраля 2015

Интервью Вице-премьер-министра — Министра регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Геннадия Зубко для газеты «Урядовый курьер» (№ 33 (5407) от 21 февраля 2015 года).

— Недавно депутаты Верховной Рады поддержали во втором чтении законопроект Минрегиона «О добровольном объединении территориальных общин». Насколько важно это решение для реализации реформы местного самоуправления?

— Это очень важный шаг вперед. Стране необходимы самодостаточные общины, способные взять на себя большую часть полномочий и финансов от центральной власти — именно это предусматривает реформа местного самоуправления. Закон, разработанный нашим министерством и принятый 6 февраля, поможет в объединении таких общин и распределении полномочий. В результате это позволит увеличить ресурсную базу местных бюджетов.

Геннадий Зубко: «Реформы будут стремительными - времени на раздумья нет»

И принятие этого закона — лишь одна составляющая комплексного процесса, который начался еще в прошлом году. В нем задействованы все ветви власти. Децентрализация — один из приоритетов, закрепленный в Коалиционном соглашении и в «Стратегии-2020», разработанной командой Президента Украины. Фактически подготовка реформы и ее реализация начались сразу после президентских выборов. Это большая командная работа.

С тех пор мы значительно продвинулись вперед. В декабре 2014 года были внесены изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы. Де-факто в стране произошла финансовая децентрализация. Благодаря этому, по предварительным расчетам, в 2015 году местные бюджеты получат более 30 миллиардов гривен, а в перспективе их доходы смогут вырасти в два-три раза. Однако для этого всем нам нужно будет хорошо поработать.

— Какие еще шаги мы должны сделать на пути реализации реформы?

— Во-первых, это совершенствование Бюджетного и Налогового кодексов. В результате реформы мы должны получить ситуацию, когда 60% всех налогов будет оставаться на местах. Это будет своеобразная налоговая революция. Потому что до сих пор 70% средств поступали в центр, а оттуда уже распределялись по регионам с учетом госпрограмм.

Во-вторых — принять еще ряд важных законов и внести изменения в более чем 100 действующих. Министерство уже провело титаническую законодательную работу. Сейчас мы работаем над новыми редакциями базовых для реформы законов — «О местном самоуправлении в Украине» и «О местных органах исполнительной власти». Также на стадии разработки закон «Об административно-территориальном устройстве Украины».

Хочу добавить, что каждый законопроект по вопросам местного самоуправления, который разрабатывает Минрегион, проходит экспертизу в Страсбурге. Мы стараемся придерживаться европейских стандартов и рекомендаций в вопросе децентрализации. Кроме того, приоритет поддержки реформы местного самоуправления указанный в Плане действий Совета Европы для Украины на 2015-2017 годы.

И есть еще один важный момент — кардинально реформировать всю систему государственного управления, которой сейчас так нуждается страна, невозможно без изменений в Конституции.

— Обычно внесении изменений в Основной Закон может длиться месяцами, а то и годами. Стараетесь ли вы как-то ускорить этот процесс?

- Да, конечно. При Минрегионе уже начала работать Экспертный совет по вопросам децентрализации, местного самоуправления и региональной политики. Она занимается подготовкой предложений по внесению изменений в Конституцию Украины в части децентрализации власти. От этих конституционных изменений будет зависеть содержание всех других законодательных актов, связанных с этой реформой.

Кроме того, Президент уже анонсировал создание в ближайшее время Конституционного совета в треугольнике АП - Кабмин — Верховная Рада, который будет опираться на гражданское общество, на общественный запрос. На уровне этого совета все детали конституционной реформы будут обсуждать совместно с всеукраинскими ассоциациями органов местного самоуправления и местными советами.

Однако учтите: правительство и Администрация Президента сейчас решают архисложная задача - в условиях войны мы прорабатываем модель, от которой получим выгоду в мирное время. Работы еще много. И локомотив запущен, и его уже не остановить.

— Какие преимущества получит местная власть после такого кардинального переформатирования системы управления?

— Преимущества очевидны! В первую очередь это достаточное количество финансов на развитие своего региона. Это властные полномочия и важнейшие рычаги управления. Если местная власть сможет с умом использовать этот ресурс — общины получат хорошие дороги, благоустроенные парки и скверы, новые теплые школы, больницы и детсады, освещенные улицы. А если не сможет — граждане будут знать, с кого спрашивать.

За 23 года отечественная модель централизованного управления доказала свою недееспособность. Как показывает практика, то, что навязывается сверху, без надлежащего обсуждения, — не работает. И трудно отрицать то, что местные общины лучше знают свои проблемы, чем центральная власть. Поэтому имеем высокие шансы достаточно быстро увидеть позитивные сдвиги в стране, когда завершим реформу.

Поэтому нужно иметь отправную точку. И ею должно стать формирование самодостаточных местных общин.

— Достаточно ли, по вашему мнению, общество информировано о преимуществах этой реформы? И сколько времени имеет страна, чтобы осуществить такой колоссальный управленческий переворот?

— Скажу откровенно, времени немного. Сроки проведения реформы достаточно жесткие. Следующие местные выборы должны провести уже по новым объединенных общин. И этот процесс начался не вчера. Специалисты Минрегиона вместе с экспертами отрабатывали эти вопросы на местах с весны прошлого года. Планы объединения ни для кого не является тайной. Главная задача — создать дееспособные общины.

А дальше уже проще. Такие укрупненные общины сразу получат финансовую поддержку от государства. Это станет положительным примером для остальных общин, где местные чиновники сопротивлялись объединению и через страх потерять должности. Только так сдвинем с места этот воз проблем.

Чтобы это осуществить, нужны политическая воля и поддержка общества.

— А как бы вы охарактеризовали политический климат вокруг реформы? Насколько слаженно работают все ветви власти, чтобы децентрализация произошла?

— Тему реформ в стране нужно деполитизировать. Правительство и Администрация Президента проводят титаническую работу для того, чтобы в условиях войны реформировать страну. Сейчас децентрализация — это передовая реформ. Мы опираемся на программу Президента «Стратегия-2020» и Программу деятельности Кабинета Министров, в основе которой — Коалиционное соглашение, делаем все, чтобы обеспечить эффективность и непрерывность реформы децентрализации. Итак, мы рассчитываем на поддержку, а не на политические танцы с электоральным бубном.

Политическим партиям, прежде всего партнерам по коалиции, следует прекратить спекулировать на безопасности страны, обороне и вопросах децентрализации. На мой взгляд, эту тему стоит обсуждать внутри коалиции и выйти с консолидированным решением.

— Сложная экономическая и политическая ситуация в стране, бесспорно, влияет на проведение реформы. Можно ли вообще в условиях неопределенности фактических границ проводить децентрализацию?

— Не только можно, но и крайне необходимо. Лишь толчок к развитию регионов способен вывести Украину из кризиса. Это непременно повлечет за собой другие изменения - фискальные, экономические и т.д.

И мы хорошо понимаем, что в нынешней ситуации не имеем права на ошибку. Децентрализация стала чем-то большим за реформу. Ее проведение — это уже вопрос сохранения государственности. Мы уверены, что в будущем реформа обеспечит самое главное для страны — устойчивый мир.

Оксана Головко, «Правительственный курьер»

Источник: МинРегион